Самый большой самосвал.
Когда полезные ископаемые только начинали добываться. Людям было достаточно кирки, лопаты и лошади, которая могла бы увезти добытое. Со временем горнодобывающая промышленность начала разрастаться. Землю стали рыть глубже и объёмы богатств, добываемых из недр земли, выросли в разы. Подручные средства уже не могли справиться с новыми задачами. Люди начали активно добывать полезные ископаемые, они стали нуждаться в более мощной технике. Каждый год появлялись грузоподъёмные и крупные машины, благодаря которым работа в карьерах проходила на высшем уровне. Передовые страны мира стремятся произвести на свет такой автомобиль, который сможет удовлетворить все требования строительных и горнодобывающих предприятий.
Гиганты автопрома.
Самосвал Caterpillar 797B считается самым большим в мире. Его длина 14 метров и 85 сантиметров, а ширина – 9 метров и 53 сантиметра. Высота гиганта – 7 метров и 70 сантиметров. Такого же размера и его собрат – Caterpillar 797F. Он только по мощности двигателя и весу уступает лидеру. Caterpillar 797B больше не только всех самосвалов, но и всех автомобилей в мире. Чуть меньше по габаритам Terex MT6300AC. Он лишь на полметра уже, но зато на пятнадцать сантиметров длиннее. Габариты – это ещё не всё. Главное – это грузоподъёмность, которая каждый год становится всё больше, благодаря эффективным технологическим решениям. И в этом отношении Caterpillar 797B тоже лидирует. Его придумали в 1998 году, когда на первом месте стояла грузоподъёмность. Раньше для того чтобы самосвал мог поднять большой груз, его самого надо было сделать громадным. Самым мощным дизельным двигателем обладает именно этот самосвал. Общий объём двадцати четырёх цилиндрового двигателя американского монстра равен 117 литрам. У него самая большая семиступечатая гидромеханическая трансмиссия. Передвигается он со скоростью 68 км/ч, то есть быстрее, чем любой другой самосвал.
В конце двадцатого века появились самые большие в мире самосвалы как Euclid R260, Komatsu 930E и Terex 33-19 Titan. Они поднимали от 230 до 315 тонн, но признанному лидеру в грузоподъёмности всё же уступали. В 2004 году появился всемирно известный карьерный труженик Liebherr T282B, который может поднять груз весом в 360 тонн.
Белоруссия тоже не отстаёт от мировых лидеров и продаёт машины, способные поднять до 360 тонн. К ним относится Белаз 75600 и Белаз 75601. В России он является востребованным и считается самой огромной машиной. «Белорусский автомобильный завод» занимает треть мирового рынка карьерных самосвалов. Наши соотечественники даже придумали грузовик на дистанционном управлении, но пока ещё не воплотили в жизнь это новшество. Белаз 75601 вмещает в себя шесть вагонов угля. У него есть бортовой компьютер, который отслеживает параметра передвижения. Длина этого великана – 14 метров и 90 сантиметров, а высота – 7 метров и 22 сантиметра. Ширина – 9 метров и 25 сантиметров. Сам он вести около 250 тонн. Поднимает примерно 360 тонн.
Самый большой в мире карьер.
Карьерным методом идёт добыча на Super Pit. Этот рудник считается одним из самых гигантских. На сегодняшний день здесь добыто больше 295 миллионов кубометров породы. Он велик, но не смотря на это рост его не прекращается. В скором времени его глубина достигнет 500 метров, длина – 4 километров, а ширина – 1,6 километров. Жизнь здесь бьёт ключом. Даже палящее солнце не мешает работать. Ночью же используются мощнейшие прожектора, которые превращают рудник в нечто фантастическое. За необычайно напряжённой жизнью карьера следят туристы, которые приезжают полюбоваться им со специальной смотровой площадки. Зрелище, на самом деле, впечатляющее. По громадному карьеру перемещаются мощные грузовики, у которых колёса в два раза выше человека. Кабина водителя находится на высоте четырёхэтажного дома. И самое интересное, что в карьере эти великаны выглядят как маленькие игрушечные машинки.
Цена вопроса.
Понятно, что гигантские самосвалы не могут стоить дёшево. Ведь приходится платить не только за машину, но и за её доставку, обслуживание и другие необходимые вещи. Владельцы рудников идут на покупку таких машин, потому что понимают, что окупятся они довольно быстро и начнут приносить колоссальный доход.
Самые большие самосвалы в мире проводят свою жизнь на рудниках. Причём до места службы сами они доехать никак не могут, поэтому туда их привозят частями, выгружают из контейнеров и собирают на месте. Ведь ни одно асфальтовое покрытие не способно выдержать подобной нагрузки. Каждый из них нуждается в постоянном обслуживании: заправка, ремонт и другие технические моменты. Для того чтобы всё это провести, надо задействовать не один десяток обычных грузовиков, вертолётов и поездов. На рудниках происходит залив горючего, строятся мастерские, в которых «заболевшие великаны подлечиваются».
Самый большой самосвал Caterpillar 797 стоит около четырёх миллионов долларов. Его обслуживание обходится хозяева недёшево. Например, шины 59/80R63 XDR обойдутся в 200 000 долларов – каждая. А если случится что-нибудь с мотором, то придётся выложить целый миллион долларов.
Для того чтобы окупить затраты на самый большой самосвал надо постоянно его эксплуатировать. Как только он попадает на рудник, работать надо на нём 24 часа в сутки по семь дней в неделю. Самое интересное, что гигант довольно быстро себя окупает. Все затраты компенсируются за год. Ведь чем больше он возит, тем быстрее идёт дело.
Самые большие в мире машины зарабатывают огромные деньги, они трудятся как пчёлки и не знают отдыха, ведь каждая минута простоя дорого обходится их хозяевам. Инженерные разработки не прекращаются, на заводах по производству карьерных тружеников, постоянно кипит работа. Производители считают, что потолок ещё не достигнут. Самосвалы становятся всё больше и больше. Ведь полезных ископаемых, расположенных близко к поверхности земли становится с каждым днём меньше. А это значит, что карьеры придётся рыть глубже и задействовать ещё более мощную технику.
Еще статьи из этой рубрики:
- Работа на самосвале.
Самоходный скрепер.
Самосвалы из Европы и других стран.